Федеральная экспериментальная площадка по развитию системы непрерывного образования

Экспериментальная площадка Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») действует в г. Серпухове по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации с 2007 года.

Инициатор создания и организация-координатор – Институт инженерной физики.

Научный руководитель от МОУ «ИИФ» – Президент Института – Председатель Правления Института Заслуженный деятель науки РФ, Почетный гражданин г. Серпухова, доктор технических наук, профессор Алексей Николаевич Царьков.

Научный руководитель от ФГАУ «ФИРО» (с 2014 года) – главный научный сотрудник Центра профессионального образования и системы квалификаций ФГАУ «ФИРО» доктор педагогических наук, профессор Анатолий Тихонович Глазунов.

Ответственный исполнитель – Вице-президент МОУ «ИИФ» по инновационным проектам Заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор Игорь Александрович Бугаков.

Девиз экспериментальной деятельности – «Профессионализм, патриотизм, нравственность» – как триединая цель образования, национальная идея, основа формирования нового гражданина, человека 21 века, призванного разрешить основные проблемы цивилизации и обеспечить устойчивое развитие России в современном мире.

Первый этап эксперимента:

2007-2012 гг., тема:

«Развитие региональной системы непрерывного образования на основе интеграционного взаимодействия дошкольных и школьных учреждений, гражданских и военных вузов, научных, производственных и общественных организаций».

Некоторые результаты этапа:
  1. Сформированы важные элементы системы непрерывного образования в области информационно-коммуникационных технологий и управления:
    • аспирантура МОУ «ИИФ» по направлениям: 09.06.01, 10.06.01, 11.06.01 (технические науки, 2008 год), государственная аккредитация;
    • новый вуз – НОУ ВПО «Институт информационных технологий и управления» (ИИТУ, 2009 год, учредитель – МОУ «ИИФ»), лицензия на 3 основные образовательные программы (1 – специалитет, 2 – бакалавриат);
    • диссертационный совет при МОУ «ИИФ» Д 520.033.01 по специальностям аспирантуры.
  2. Успешно апробированы механизмы интеграции возможностей и достижений систем гражданского и военного высшего профессионального образования (на базах филиала ВА РВСН, филиала УМ, УЦ «Интеграция», МОУ «ИИФ») для подготовки специалистов для народного хозяйства и Вооруженных сил России. Подготовлено более двух тысяч специалистов с высшим образованием (80% трудоустроены в Серпухове и других городах Южного Подмосковья), а также 280 офицеров запаса. На проходящем в апреле 2011 года V Всероссийском конкурсе «Инноватика в образовании» (КВЦ «Сокольники», Москва) в рамках ХV Российского образовательного форума инновационный проект МОУ «ИИФ» «Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием на основе сетевой интеграции ресурсов гражданских вузов, военного вуза и научной организации», авторы: А.Н. Царьков (МОУ «ИИФ»), И.А. Бугаков (МОУ «ИИФ»), А.Е. Морозов (филиал ВА РВСН), О.Н. Андрух (филиал УМ), А.В. Назаренко (УЦ «Интеграция»), стал одним из 11 победителей конкурса, получив диплом и награду «Жемчужина российского образования».
  3. Создана и апробирована система коллективного пользования интегрированными ресурсами в системе высшего профессионального образования (на базе МОУ «ИИФ», филиала ВА РВСН, филиала УМ, УЦ «Интеграция», ИИТУ): единая интегрированная библиотека, общий профессорско-преподавательский состав, единый аудиторный фонд и учебно-лабораторное оборудование, центры коллективного пользования уникальным научным оборудованием в области навигации и информационной безопасности и др.).
  4. Сформирован единый информационный ресурс участников эксперимента.
  5. Сформированы межуровневые группы специалистов для анализа проблем обеспечения преемственности образовательных программ.
  6. Отработана система поиска и поддержки талантливой молодежи в рамках:
    • ежегодной международной научно-практической конференции студентов и школьников «Молодежь и инноватика» (7-8 февраля, г. Серпухов);
    • ежегодного (с 2006 года) конкурса научно-практических работ студентов учебных подразделений при МОУ «ИИФ», итоги которого подводятся ко Дню российской науки. В конкурсе принимает участие более 50 авторских коллективов. На поощрение победителей конкурса и их научных руководителей МОУ «ИИФ» ежегодно выделяет денежные премии. Более 90% победителей конкурса продолжают учебу в аспирантуре МОУ «ИИФ»;
    • деятельности Совета молодых ученых г. Серпухова, созданного на базе МОУ «ИИФ» (совместно с Управлением по культуре, спорту и работе с молодежью города Серпухова и Советом молодых ученых и специалистов Московской области). Одно из направлений – организация и обеспечение участия серпуховичей в научных конкурсах различного уровня («Мой первый грант», «Зворыкинская премия», «УМНИК» и др.).
  7. Апробированы инновации в системе высшего образования, направленные на повышение его целостности на основе усиления воспитательной составляющей в образовательном процессе и связанные с введением дополнительных адаптационных программ для студентов первого курса, проведением тренингов, усилением внеучебной работы, участием студентов в оценке результатов образования, формированием студенческого актива для реализации принципов самоуправления и др.
  8. Сформирована система межуровневого диалога специалистов, обмена опытом и междисциплинарного анализа проблем и задач развития отечественной системы непрерывного образования на проводимой в Серпухове ежегодно (с 2011 г.) Всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование и инновационное развитие» (апрель).

 +7 (4967) 38-15-78,
 +7 (4967) 35-31-93 (доб. 128, 113)

Организации – участники эксперимента

  • Комитет по образованию Администрации городского округа Серпухов
  • Военная академия РВСН им. Петра Велико го (филиал в г. Серпухове Московской обл.)
  • Учебный центр «Интеграция» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) – МАИ на базе МОУ «ИИФ»
  • ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
  • ГБОУ СПО «Московский областной гуманитарный колледж»
  • МОУ «Гимназия №1» г. Серпухова
  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением от дельных предметов «Центр образования» г. Серпухова
  • МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №47 «Радуга» г. Серпухова

 

Второй этап эксперимента:

2013-2017 гг., тема:

«Интегрированная система непрерывного образования как основа воспроизводства кадров для устойчивого инновационного развития».

Цель эксперимента – формирование в условиях города современной интегрированной системы непрерывного образования (ИСНО), объединяющей основные уровни и виды образования, ресурсы образовательных учреждений разных уровней и ведомственной принадлежности, научных, производственных и общественных организаций, обеспечивающей, с опорой на отечественные традиции и лучшие мировые тенденции развития образования, позитивную социализацию и возможность индивидуального развития каждого обучающегося как человека и профессионала в течение всей жизни в интересах личности, общества, государства и являющейся основой воспроизводства кадров для обеспечения устойчивого инновационного развития России, сохранения её социокультурного наследия.

Такая система непрерывного образования есть не только система образования для взрослых, но новая система образования в целом, обладающая широким спектром возможностей при минимизации расходов на основе интеграции ресурсов, возможностей и достижений образовательных учреждений разных уровней, научных, производственных и общественных организаций.

Основные задачи эксперимента связаны с разработкой элементов научно-методического, информационного, инфраструктурного и технологического обеспечения формирования и развития ИСНО, повышением квалификации и обменом опытом работы специалистов.

Каждый паспорт компетенции содержит:

  • описание компетенции, ее составных частей (для сложной компетенции);
  • требуемый исходный уровень компетенции, формируемый на предыдущих образовательных уровнях (при необходимости);
  • перечень дисциплин, формирующих компетенцию и ее составные части (с учетом последовательности освоения и объема дисциплин);
  • описание содержательного и «весового» вклада каждой дисциплины в формирование составных частей компетенции;
  • особенности формирования компетенции и ее составных частей;
  • описание системного эффекта при складывании составных частей компетенции;
  • способы, технологии и методики оценивания составных частей и компетенции в целом. При этом формируемые компетенции могут быть представлены в виде так называемой «матрицы компетенций», содержащей: название компетенции и ее составных частей, возможные уровни (градации), дескрипторы (точные словесные описания) каждого уровня компетенции в терминах деятельности), позволяющие проводить ее оценку.
  • разработка преемственных эталонных (типовых) компетентностных моделей выпускников образовательных уровней с учетом требований ФГОС, включающих структуру компетенций и их составляющих, описание компетенций, временнẏю последовательность их формирования с указанием дисциплин и их вклада в общий результат, методику оценивания компетенций.
  • разработка образовательных метапрограмм по группам направлений, вбирающим в себя последовательно реализуемые преемственные образовательные программы дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования;
  • разработка электронного паспорта обучающегося в ИСНО, отражающего его индивидуальную образовательную траекторию на всех уровнях основного и дополнительного образования. Другие задачи:
  • выявление и сопровождение талантливых детей и молодежи в ИСНО;
  • разработка методов и моделей здоровьесбережения и здоровьеразвития обучающихся и обучающих в ИСНО;
  • формирование системы менеджмента качества ИСНО;
  • развитие механизмов интеграционного взаимодействия систем гражданского и военного образования в ИСНО;
  • реализация технологий патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания.
Ключевая идея эксперимента

Идея обеспечения преемственности образовательных программ при переходе обучающегося с одного на другой образовательный уровень. Для ее реализации предполагается:

  • Проведение анализа соответствия обязательных частей образовательных программ смежных уровней образования в ИСНО идее преемственности образования (соответствия «выхода» предыдущего уровня желаемому «входу» следующего уровня для достижения его требуемого «выхода») по целям, результатам, формам, методам, технологиям их достижения и формирование предложений по требованиям к уровню подготовленности обучающихся на «входе» каждого образовательного уровня, исходя из необходимости получения заданного ФГОСом «выхода».
  • Формирование предложений по коррекции «выходов» образовательных программ уровней образования в ИСНО на основе полученных результатов анализа, а также на основе предусмотренных ФГОСами возможностей участников образовательного процесса по коррекции содержания образовательных программ.
  • Разработка предложений по формированию инвариантных образовательных ядер в ИСНО (структура ядра, содержание дисциплин (курсов) и степень участия каждого уровня в их освоении и формировании требуемых компетенций).
  • Разработка подходов и рекомендаций по оцениванию компетенций в рамках основных образовательных программ в ИСНО.
  • Разработка паспортов квалификаций по скорректированным образовательным программам уровней образования в ИСНО как совокупности паспортов компетенций, предусмотренных «выходом» образовательной программы, описаний технологических особенностей их сочетания в рамках квалификации (результаты освоения уровня) и порядка оценивания (признания).