Эксперимент продолжается…

1 марта в диссертационном зале Института инженерной физики состоялось заседание руководителей организаций — участников экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО) по развитию системы непрерывного образования в г. Серпухове.

В работе приняли участие руководители и представители организаций-участников сетевой экспериментальной площадки: МОУ «Институт инженерной физики»; Комитета по образованию Администрации городского округа Серпухов; Серпуховского филиала Военной академии РВСН им. Петра Великого; Учебного центра «Интеграция» МАИ на базе МОУ «ИИФ»; ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»; ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»; МОУ «Гимназия № 1»; МОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования»; МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 47 «Радуга».

Вели заседание научный руководитель площадки от ФИРО главный научный сотрудник ФИРО, вице-президент АПО, лауреат премии Президента РФ д.п.н., профессор А.Т. Глазунов и ответственный исполнитель экспериментальной площадки — Вице-президент МОУ «ИИФ» по инновационным проектам Заслуженный изобретатель РФ, д.т.н., профессор И.А. Бугаков.

На заседании состоялось обсуждение плана работы экспериментальной площадки на 2017 год. Участники площадки определили задачи на новом этапе исследования, обсудили новые образовательные технологии, интеграцию и преемственность стандартов. Руководители каждой организации заранее представили на рассмотрение основные результаты, которые планируется достичь в наступившем году. В ходе совместного обсуждения был определен вклад каждой образовательной организации-участника в общее дело, а также уникальность, новизна и актуальность предложенных методик.

В заключении И.А. Бугаков пригласил всех принять участие в очередной, ежегодно проводимой в Серпухове VII Всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование и инновационное развитие», которая состоится 13 апреля 2017 года. Пленарное заседание конференции пройдет в Серпуховском музыкально-драматическом театре.

Об итогах работы, перспективах и актуальных направлениях развития свои комментарии нашему корреспонденту дали руководители экспериментальной площадки.

Анатолий Тихонович Глазунов — научный руководитель площадки, главный научный сотрудник ФИРО, вице-президент АПО Лауреат премии Президента РФ, д.п.н., профессор:

— Хотелось бы отметить оригинальность эксперимента в Серпухове. Среди многих экспериментальных площадок ФИРО, да и не только ФИРО, эта, пожалуй, единственная, которая объединяет в систему учебные заведения разного уровня всего муниципального образования. Есть много экспериментальных площадок отдельно детских садов, школ, колледжей и так далее, но вот такая попытка создать качественную систему непрерывного образования в городе — это великая заслуга Института инженерной физики, Комитета по образованию и всех участников площадки.

Реалии сегодняшнего дня диктуют высокие требования к квалификации кадров. Здесь происходит подготовка кадров и для военно-промышленного комплекса, и конкретно для города Серпухова. Беда, когда большинство самых талантливых и хорошо успевающих детей уезжают в Москву учиться и потом остаются там работать. И, конечно, перед нами стоит задача создавать для них здесь, в Серпухове, очень привлекательные условия для учебы, а затем и рабочие места с достойной заработной платой. В этом плане, я считаю, серпуховская экспериментальная площадка состоялась. Она решает и другую важную задачу — задачу интеграции целей и действий разных учреждений образования: детского сада, гимназии, школы, колледжей, вузов, аспирантуры, научной организации — Института инженерной физики. Мы совместно делаем попытку интеграции стандартов, интеграции по вектору основных компетенций. И в дальнейшей работе акцент будет сделан на создание системы непрерывного образования для молодежи Серпухова, на преемственность стандартов, на реализацию не на словах, а на практике компетентностного подхода. Думаю, что эксперимент в Серпухове будет успешно продолжен.

Ирина Геннадьевна Соскова — заместитель председателя Комитета по образованию администрации городского округа Серпухов:

— Работая в рамках экспериментальной площадки, Комитет по образованию составил и описал модель выпускника образовательного учреждения. Это выпускник 9 или 11 класса — социализированный адаптированный к жизни в обществе, который готов поступить в среднее или высшее учебное заведение. Одна из наших главных задач — найти и задать правильный вектор, направление, которое сориентирует выпускника на получение среднего или высшего профессионального образования в Серпухове, Туле, Калуге, то есть близко к дому, чтобы он вернулся работать в родной Серпухов, где он ходил в детский сад, учился в школе. Мы работаем в направлении целевого обучения, и конечно, в том числе заинтересованы в подготовке квалифицированных педагогических кадров для города. Важное направление работы — инклюзивное образование, которое требует специальной подготовки педагогов, создание адаптированных методик и программ обучения. Сегодня возросли требования к педагогам, что требует постоянного повышения квалификации. Хочется поблагодарить Институт инженерной физики, который создал центр дополнительного образования «Развитие- 21 век», где наши педагоги проходят повышение квалификации и переподготовку. В этом и состоит идея непрерывности образования — постоянно учиться в течение всей жизни.

Игорь Александрович Бугаков — ответственный исполнитель экспериментальной площадки — Вице-президент МОУ «ИИФ» по инновационным проектам Заслуженный изобретатель РФ, д.т.н., профессор:

— Систему непрерывного образования традиционно понимают как систему образования для взрослых, позволяющую им в процессе трудовой деятельности регулярно повышать свою квалификацию. Мы распространили идею непрерывности на весь процесс, на все уровни образования, назвав эту систему интегрированной, преследуя этим несколько целей. Во-первых, повышение целостности образования как единства воспитания и обучения. Во-вторых, обеспечение преемственности образовательных уровней (по содержанию образовательных программ, по технологиям их реализации, по требованиям к обучающимся и учету их индивидуальных возможностей и достижений). В-третьих, межуровневую интеграцию материальных и интеллектуальных ресурсов, интеграцию образования с наукой и производством. В конечном итоге наша задача состоит в воспитании гармоничной личности, в подготовке квалифицированных кадров для нашего города, и мы будем продолжать эту работу по развитию системы непрерывного образования города Серпухова и готовы делиться опытом своей работы с коллегами и органами управления образованием в других регионах.

Беседовала Екатерина Балашова,
фото Артема Соловьева