Прикосновение к святыням

Основатель и руководитель Института инженерной физики Алексей Николаевич Царьков в конце июля посетил Святую Гору Афон. Он привез иконы, копию Даров Волхвов, священные книги, которые передал в часовню, расположенную на территории Института. Теперь прихожане смогут помолиться и приложиться к афонским святыням.

Алексею Николаевичу посчастливилось посетить монастыри и скиты Святой горы, пообщаться с афонскими монахами и старцами, получить благословение созидательной деятельности Института.

«Это воистину Святое место, — рассказывает Алексей Николаевич, — невозможно передать словами, можно только самому почувствовать благодать, приехав сюда — на Афон. Я давно хотел посетить это намоленное Святое место. Приезжая сюда, как будто попадаешь в другой мир, чувствуешь легкость, энергетику, силы молодого человека. Весь день на острове не хочется ни есть, ни пить, с легкостью преодолеваешь крутые подъемы в горах, ходишь пешком по 35 градусной жаре, не чувствуя усталости, только радость и душевный подъем».

Алексей Николаевич захотел рассказать, что он увидел, узнал, поделиться своей радостью от посещения Афона. Поэтому мы расскажем о монастырях Афона, которые он посетил, сопровождая повествование его впечатлениями от увиденного.

***
Гора Афон — одно их главных святых мест православных христиан всего мира. Это название горы, которая возвышается на более чем две тысячи метров над уровнем моря, и одноименного полуострова на севере Восточной Греции. Афон, согласно древнегреческому мифу, имя одного из фракийских титанов, который в приступе гнева бросил из Фракии на бога морей Посейдона огромную скалу, но промахнулся, и камень превратился в гору, получившую его имя. Долгое время население Афона были язычниками, о чем свидетельствуют найденные на полуострове идолы. Стояли на полуострове и храмы, посвященные древнегреческим богам, крупнейшим из которых был храм Аполлона.

По преданию, около 44 года после Рождества Христова жители Афона, идолопоклонники, услышали голос: «Люди, прельщенные Аполлоном! Идите все к Климентовой пристани и встречайте там Марию, Матерь Великого Бога Иисуса!». Прибежавшие на берег афонцы увидели Матерь Божию, сходившую величественно с корабля. Она прочитала проповедь, которую закончила словами: «Сие место да будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего! Благодать Божья да пребудет на месте сем». Идол Аполлона не выдержал присутствия Богородицы, полетел вниз, разбился вдребезги и утонул в морской бездне. С тех пор это место почитается как земной Удел Богородицы. На изображениях Афонской горы Богородица на небесах покрывает его своим омофором — длинным и узким «платом», который Она держит в простертых руках. Это символ благоволения и кроткой любви, ограждающей Её удел от тьмы.

«В том месте, где сошла на берег Богородица, в пяти метрах от моря, чудесным образом появилась икона и источник с пресной водой. Он находится ниже уровня моря, и вода действительно пресная. Удивительно и то, что камни в этом месте все плоские, гладкие и повторяют форму ступни. Я собрал несколько камней на память».

Будучи идеальным для подвижнической жизни, Афон стал местом, куда приезжали православные монахи. Идеалами монашеской жизни являются девственность, отсутствие земельной собственности и послушание. IX век является официальной датой установления монашества на Афоне. В начале здесь поселились монахи-отшельники, которые, спасаясь от пиратов, основывали свои жилища во внутренней части горы, на вершинах и склонах недоступных скал. Со временем монахов стало так много, что народ по праву назвал гору Святой. В XI веке название стало официальным, и было закреплено законом византийского императора Константина Мономаха — деда русского великого князя Владимира Мономаха.

«Многовековым обычаем Афона является запрет на въезд на полуостров женщин. Монахи говорят, что это не из неуважения, а дабы избежать искушения. Сама Богородица, по преданию, воспрепятствовала тому, чтобы жена турецкого султана православная Мара ступила на афонскую землю, несмотря на то, что она приехала с великой миссией — передать Дары Волхвов, попавшие в руки турок, афонским монахам. Из Иерусалима Дары Волхвов перевезли в Софийский собор Константинополя, где они хранились до завоевания Византии турками. Именно Мара убедила турок передать святыню православным. Появившийся образ Богородицы не разрешил Маре сойти с корабля, и монахи сами пришли, чтобы забрать ковчеги с Дарами Волхвов.

Афон часто подвергался набегам пиратов, турок, монастыри разрушали, поджигали. Но удивительно то, что ни одна икона, ни одна святыня не пропали, не были украдены. Иконы чудесным образом исчезали, или их прятали монахи. В первом храме, который мы посетили — русском монастыре Святого Пантелеимона, около входа есть икона, в которую ради забавы выстрелил турок и попал в руку Богородицы. Этот человек помешался и повесился напротив иконы. Турки в страхе покинули Афон».

Сегодня Афон — это самоуправляемая монашеская республика — сообщество 20 православных монастырей, живущее по своим законам — Уставу Святой Горы — Трагосу, принятому еще в X веке византийским императором Иоанном Цимисхим. Этот император воевал и заключил мирный договор с русским князем Святославом (в это время Русь была еще языческой, хотя мать Святослава Ольга с дружиной приняла христианство в Константинополе). Даже время на Афоне свое, разница с греческим — 6 часов. «Когда христианский мир еще спит, у нас идет служба — мы молемся за православных во всем мире», — говорят святогорцы.

«Служба проходит на двух языках — греческом и церковнославянском. В каждом монастыре есть монах, который знает русский язык. В русском монастыре Святого Пантелеимона больше половины — русские монахи. Прискорбно, что количество монахов на Афоне с каждым годом уменьшается. Если в XVII веке в одном только монастыре было пять тысяч монахов, то сегодня все население Афона — не более трех тысяч человек. В годы советской власти в монастыре Святого Пантелеимона монашеская жизнь почти замерла. Потом постепенно начала возрождаться. Монастырю всегда оказывали помощь представители русской императорской фамилии. Сегодня деньги на реконструкцию старого здания монастыря выделяют российские политики и общественные деятели.

Монастырь Святого Пантелеимона поражает своим великолепием. В нем много чудотворных икон и мощей Святых. Нас очень радушно встретили, разрешили приложиться к святыням, иконам. Обычай гостеприимства особенно присущ русским на Афоне, хотя во всех монастырях паломникам дают еду и кров. По преданию, один человек, придя в монастырь, попросил еды, но ему отказали. Тогда перед ним появилась женщина с хлебом в руках — это была сама Богородица, накормившая страждущего. Изображение этого события находится слева от входа в монастырь, есть здесь и святой источник, который открылся в день явления Богородицы. Нам посчастливилось напиться из него святой воды. Из этого монастыря я привез икону Святого Пантелеимона.

В русском монастыре огромное захоронение монахов, причем, если посмотреть на даты жизни, написанные на крестах, то можно заметить, что монахи — долгожители, умирают в основном после 80 — 90 лет». 

Смерть монахи воспринимают как благо — переход в Царство Божие. Каждого умершего монаха заворачивают в парусину и хоронят в землю на три года. Вся монастырская братия молится за него, первые 40 дней каждый монах делает 100 поклонов. Через три года кости выкапывают — если они стали белыми, то считается, что монах угоден Богу, и его кости переносят в склеп. Если кости и череп стали медового цвета, монаха почитают как святого и его мощи выставляют в монастырь для поклонения. Если кости черные — закапывают снова и молятся, пока кости не побелеют. Монахи говорят, что почти всех «отмаливают», если все же кости остаются черными, их бросают в море. Под монастырем есть склеп, в котором на полках стоят подписанные черепа монахов, а в специальных ящиках хранятся кости. О неотвратимости смерти и о том, что жизнь на тебе не кончается, заставляет задуматься надпись в склепе: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы».

«В этот день мы посетили еще несколько монастырей: Ксиропотам, Кутлумуш, Пантократор, Ватопед. Передвигались на машине или пешком через горы. Дороги грунтовые, труднопроходимые. Очень красивый монастырь — Кутлумуш с древним резным иконостасом. Есть здесь небольшой городишко, который славится традициями выпечки постного хлеба. Перед Пасхой из воды и муки без дрожжей замешивают тесто и молятся 40 дней. Тесто всходит само. Оставляют бочку закваски, которую потом по ложке добавляют в тесто, из которого выпекают хлеб. Мы ели этот хлеб, действительно он необыкновенно вкусный, и брали его с собой, за неделю он не заплесневел и даже не зачерствел.

В монастыре Ватопед находится одна из самых известных и сильных святынь Афона — Пояс Пресвятой Богородицы и Чудотворная Икона «Всецарица». Пояс из верблюжьей шерсти Богородица сделала сама и надевала его, когда носила под сердцем младенца Иисуса. Он приносит исцеление от бесплодия и многих других болезней. Мужчины прикладывают к Поясу вещи своих жен, а через некоторое время привозят сюда фотографии новорожденных. В храме висит множество фотографий детишек. Раз в три месяца их отправляют в архив, но появляются все новые и новые. Мне посчастливилось пообщаться и получить благословение игумена Ватопеда. В нашу часовню я привез Икону «Всецарица».

Во второй день на Афоне я посетил Скит Святой Анны. Чтобы добраться до него, предстояло преодолеть три тысячи ступенек в горах, но я не почувствовал усталости, как и во все время пребывания на Афоне. Когда я добрался до места назначения, меня встретили монахи, угостили лукумом, кофе, водой и дали 20 грамм анисовой водки, которую обязательно дают путникам для очищения организма. Помолившись перед чудотворной иконой Праведной Анны и приложившись к мощам, я спустился на тысячу ступенек вниз в келью старца. Ему уже за 90 лет, из которых он более 70 прожил на Афоне. Приехав сюда в 12-летнем возрасте на каникулы, он так и остался тут на всю жизнь. Старец меня встретил на пороге. У этого великого провидца и мудреца, к которому приезжают со всего мира за советом и утешением, глаза ребенка — чистые и добрые. Мы очень долго с ним беседовали, почти 40 минут. Мне потом сказали, что это большая редкость, потому что бывает, что старец даже не выходит из кельи и разговаривает с паломниками всего несколько минут через окошко. Старец подарил мне книгу, благословил меня, нашу деятельность, дал мудрые советы и наставления«. 

На Афоне в уединенных кельях живут 12 святых старцев-затворников. Святогорцы верят, что конец света наступит только тогда, когда все 12 старцев выйдут из своих келий на совместную молитву за спасение человечества.

«Одухотворенные беседой со старцем, мы пешком дошли до монастыря Святого Павла. Здесь хранятся Честные Дары Волхвов, крест из Животворящего Древа Креста Господня с частицами крови Иисуса. Мне разрешили освятить и приложить к этим святыням, мощам святых и чудотворным иконам издания о деятельности Института и о нашей часовне. Я старался прикладывать их ко всем чудотворным иконам и святыням монастырей Афона, которых мне удалось посетить.

Мне разрешили соприкоснуться с Дарами Волхвов — открыли стекло, и я ощутил исходящий от них необыкновенный запах. Это непередаваемое ощущение прикосновение к святыне, которой более двух тысяч лет. Я привез с Афона освященную копию Даров Волхвов, которая сейчас находится в нашей часовне».

Как повествует вторая глава Евангелия от Матфея, Волхвы принесли младенцу Иисусу Дары — золото как символ царской власти, ладан (ароматная смола, воскуряемая на богослужении) как символ Бога и смирну (благовонное вещество из аравийского дерева, бывшее частью состава для умащения тел умерших) как символ смерти. Так трое Волхвов исповедали Христа Царем, Богом и Человеком. Своими приношениями они показали, что явившийся Младенец есть и Царь, и Бог, и что он примет смерть от людей как Человек.

Дары Волхвов хранятся в нескольких серебряных ковчегах. Золото — в виде пластин, искусно украшенных различными орнаментами в технике филиграни. К каждой из этих пластин на серебряной нити подвешены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны.

«Далее мы посетили еще один красивейший монастырь — Филофей. Одна из чудотворных икон монастыря, которая славится даром исцеления, — «Сладкое Лобзание». Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа. По преданию, это одна из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Во времена иконоборства икона принадлежала благочестивой женщине Виктории. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория пустила ее в море. Икона явилась на берегу перед Филофеевским монастырем. Чудеса и поныне совершаются от этой иконы. Я привез с Афона иконы «Сладкое лобзание» и еще одну икону Филофея — «Старица», которая согласно легенде, чудесным образом перенеслась на Афон из города Нигрита.

В Филофее нас радушно встретил русскоязычный помощник игумена отец Маркел. Он из Москвы, и теперь мы поддерживаем с ним связь. Я испытал духовную близость и радость от общения с игуменом монастыря Филофей. Всю жизнь он прожил на Афоне, был учеником известного старца, обладает даром предвидения. За свою праведную жизнь и помощь людям представлен к лику святых. Игумен с большим вниманием отнесся к моему рассказу о городе Серпухове, его святых местах, о деятельности нашего Института, пообещал молиться за нас — серпуховичей. Пригласил меня снова посетить Афон осенью этого года.

По возвращении с Афона я получил благодарственное письмо от игумена монастыря Филофей с добрыми словами и пожеланиями. «Спешим выразить нашу глубочайшую признательность за ваше приношение на нужды монастыря, — пишет игумен, — Благодать и благословение человеколюбивого Бога и Покров Божией Матери „Сладкое Лобзание“ да будет всегда с вами и вашими близкими».

Рассказывать о чудесах Святой горы можно бесконечно. Главное — святая благодать этого места, которая буквально витает в воздухе. Монахи говорят, что человек, который посетил Афон, возвращается в мирскую жизнь обновленным. Это уже другой человек, прикоснувшийся к святому и очищенный духовно. На Афоне понимаешь, что есть люди, которые день и ночь молятся за нас — православных, молятся за мир. Вне зависимости от того, в какой стране родились, они ощущают дух братства и хотят добра и счастья всем людям на земле. Будем же достойны их молитв. Да хранит нас всех Господь!

Я с благодарностью вспоминаю Дмитрия и Наталью, организовавших мое паломничество, профессиональных гидов Александра и Григория, водителя Александра”.

Иконы со Святой горы Афон, Копия Честных Даров Волхвов и издание о церквях Серпухова, освященные в нескольких монастырях Афона, прикладывались ко многим Чудотворным иконам, к Святому Поясу Богородицы, Животворящему Древу Креста Господня, Честным Дарам Волхвов и благодатным и чудотворным мощам Святых, сейчас находятся в часовне преподобного Алексия, человека Божия, во славу Божию, в процветание науки, образования и воинского братства при Институте инженерной физики.