Проведен очередной научно-практический семинар в области образования

21 октября 2009 года проведен очередной научно-практический семинар «Принципы и технологии компетентностного подхода в непрерывном образовании»

Семинар проведён в соответствии с планом работы действующей в Серпухове экспериментальной площадки ФГУ «ФИРО» «Развитие региональной системы непрерывного образования на основе интеграционного взаимодействия дошкольных и школьных учреждений, гражданских и военных вузов, научных, производственных и общественных организаций».

На семинаре присутствовали:

  • Владимир Игоревич Блинов – руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» доктор педагогических наук, профессор;

  • Михаил Геннадьевич Краснов – генерал-майор, начальник СВИ РВ, кандидат педагогических наук;

  • Алексей Николаевич Царьков – Генеральный директор Института, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор;

  • Юрий Александрович Романенко — Председатель комитета по образованию при администрации г. Серпухова Заслуженный деятель науки РФ доктор технических наук, профессор.

Руководил семинаром заместитель генерального директора МОУ «ИИФ» по инновационным образовательным проектам Заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор Игорь Александрович Бугаков. Секретарь научно — практического семинара научный сотрудник МОУ «ИИФ» Галина Владимировна Иванова.

Участвовать на семинаре изъявило желание 176 человек от 65 организаций и учреждений системы образования, науки, производства, органов управления образованием Серпухова и Серпуховского района, Протвино, Пущино, Тарусы, Алексина, Чеховского района.

На семинаре было заслушано 57 докладов.

Организации-участники научно-практического семинара

Министерство образования Правительства Московской области;

Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования»;

Учреждения высшего профессионального образования:

  • Серпуховской военный институт ракетных войск;
  • УП МАИ при МОУ «ИИФ»;
  • УП МГТУ «МАМИ» при МОУ «ИИФ»;
  • ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», филиал;
  • АНО ВПО «Национальный институт Екатерины Великой», филиал;
  • ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», филиал;
  • ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности», филиал;
  • Московская академия государственного и муниципального управления, филиал;
  • Филиал «Протвино» Международного университета «Дубна».

Учреждения начального профессионального образования:

  • ГОУ НПО «Профессиональное училище №19» Московской области;
  • ГОУ НПО «Профессиональное училище №119» Московской области;
  • ГОУ НПО «Профессиональное училище №99» Московской области.

Учреждения среднего профессионального образования:

  • ГОУ СПО «Серпуховский машиностроительный техникум Московской области»;
  • ГОУ СПО «Серпуховский приборостроительный техникум Московской области»;
  • ГОУ СПО Московской области «Серпуховское медицинское училище»;
  • ГОУ СПО Московской области «Московский областной педагогический колледж»;
  • ГОУ СПО Московской области «Московский областной гуманитарный колледж».

Общеобразовательные учреждения:

  • МОУ гимназия №1;
  • МОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов – «Центр образования»;
  • МОУ СОШ № 1»;
  • МОУ СОШ № 2;
  • МОУ СОШ № 3;
  • МОУ СОШ № 4;
  • МСКОУ СКОШ VIII вида;
  • МОУ прогимназия «Центр детства»;
  • МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Радость»
  • МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа»;
  • МОУ «Данковская средняя общеобразовательная школа»;
  • МОУ «Куриловская гимназия», Серпухов-15;
  • МОУ «Гимназия» г. Протвино;
  • МОУ Лицей Серпухов.

Дошкольные образовательные учреждения:

  • МДОУ детский сад комбинированного вида № 1 «Дюймовочка»;
  • МДОУ детский сад №2 «Ёлочка»;
  • МДОУ детский сад №3 «Ромашка»;
  • МДОУ Центр развития ребёнка — детский сад №4 «Светлячок»;
  • МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Земляничка»;
  • МДОУ Центр развития ребёнка — детский сад №17 «Алёнка»;
  • МДОУ Центр развития ребёнка — детский сад №21«Сказка»;
  • МДОУ Детский сад комбинированного вида №30 «Родничок»;
  • МДОУ Детский сад центр развития ребёнка №31 «Журавушка»;
  • МДОУ Детский сад комбинированного вида № 32 «Рябинка»;
  • МДОУ Детский сад комбинированного вида № 35 «Вырастайка»;
  • МДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 45 «Мечта»;
  • МДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 47 «Радуга»;
  • МДОУ Детский сад №7 «Семицветик», г. Пущино;
  • МДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 9 «Россиянка», г. Протвино.

Научно-образовательно-производственные учреждения:

  • Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики»;
  • Государственный научный центр РФ «Институт физики высоких энергий».

Органы управления образованием и трудоустройства:

  • Комитет по образованию администрации г. Серпухова;
  • Управление образованием Серпуховского муниципального района;
  • Отдел общего и профессионального образования, г. Протвино;
  • Отдел образования, г. Пущино;
  • Управление образованием, г. Алексин;
  • Отдел образования администрации муниципального района «Тарусский район»;
  • Управление образованием Чеховского района;
  • МОУ дополнительного педагогического образования «Учебный методический центр», г. Серпухов;
  • МУСОМ «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи», г. Серпухов;
  • МОУ дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр», г. Протвино;
  • МОУ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», г. Пущино;
  • Государственное учреждение Московской области Серпуховский центр занятости населения;
  • Государственное учреждение социального обслуживания Московской области «Областной центр социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей», г. Серпухов.

Производственные организации:

  • ОАО «Серпуховхлеб»;
  • ЗАО «Ди-Эйч-Ви-С»;
  • ОАО «РАТЕП»;
  • ОАО «Металлист»;
  • ФГУП «75 арсенал» Минобороны России.

 

 

План проведения научно-практического семинара «Принципы и технологии компетентностного подхода в непрерывном образовании»

(в рамках федеральной экспериментальной площадки «Развитие региональной системы непрерывного образования на основе интеграционного взаимодействия дошкольных и школьных учреждений, гражданских и военных вузов, научных, производственных и общественных организаций»)

21 октября 2009г.

1. 9.30 – 10.25Регистрация участников семинара.

2. 9.00 – 10.30.Осмотр выставки образовательных учреждений.

3. 10.30 – 13.00Пленарное заседание

3.1. Открытие семинара. Выступление научного руководителя экспериментальной площадки генерального директора Института инженерной физики Заслуженного деятеля науки РФ доктора технических наук, профессора Алексея Николаевича Царькова.

3.2. Доклад «Опыт реализации компетентностного подхода в Московской области, докладчик — заместитель Министра образования Правительства Московской области кандидат педагогических наук Владимир Николаевич Ахренов.

3.3. Доклад «Новые образовательные стандарты, ориентированные на компетентностный подход», докладчик – руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» доктор педагогических наук, профессор Владимир Игоревич Блинов.

3.4. Доклад «Проблемы и механизмы подготовки специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса», докладчик – заместитель генерального директора ОАО «РАТЕП» по управлению персоналом Дмитрий Сергеевич Кухтенков.

3.5. Доклад «Конкурентоспособность молодых специалистов на современном рынке труда (опыт службы занятости г. Серпухова)» докладчик- директор Государственного учреждения Московской области «Серпуховский центр занятости населения» Нина Александровна Дашунина.

3.6. Доклад «Формирование требований к образовательному учреждению высшего профессионального образования по реализации компетентностного подхода на примере УП «МАМИ» при МОУ «ИИФ»» докладчик — заместитель генерального директора Института инженерной физики по учебно-методической работе, руководитель УП МГТУ «МАМИ» при МОУ «ИИФ» кандидат технических наук, доцент Олег Николаевич Андрух.

3.7. Доклад «Интегрированный подход к обучению студентов в филиале «Протвино» Международного университета «Дубна»», докладчик – заместитель директора филиала «Протвино» Международного университета «Дубна» по научной и учебной работе кандидат технических наук, доцент Анатолий Петрович Леонов.

3.8. Доклад «Современные тенденции в подготовке специалистов и их реализация в образовательном процессе военного вуза», докладчик – профессор СВИ РВ Заслуженный работник Высшей школы РФ доктор военных наук, профессор Семен Павлович Столяревский.

3.9. Доклад «Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования», докладчик – Заслуженный работник образования Московской области директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» Центр образования» кандидат педагогических наук Елена Викторовна Акимова.

3.10. Доклад «Медико-педагогический мониторинг системы непрерывного образования», докладчик – заведующий сектором социального фонда «Вечная память солдатам» (г. Москва) кандидат медицинских наук Николай Александрович Коротаев.

3.11. Доклад «Проблемные вопросы компетентностного подхода в непрерывном образовании», докладчик — заместитель генерального директора Института инженерной физики по инновационным образовательным проектам Заслуженный изобретатель РФ доктор технических наук, профессор Игорь Александрович Бугаков.

4. 13.10-14.10 Обед (офицерская столовая СВИ РВ).

5. 14.15-17.50 Работа по секциям:

5.1. Секция №1 – «Компетентностный подход в дошкольном образовании» (аудитория Д-105).

5.2. Секция №2 – «Компетентностный подход в школьном образовании» (аудитория Д-204).

5.3. Секция №3 – «Компетентностный подход в профессиональном образовании» (аудитория Д-209).

6. 18.00-18.20 Подведение итогов семинара (аудитория Д-105).

    


Царьков А.Н.


Блинов В.И.


Кухтенков Д.С.


Андрух О.Н.


Леонов А.П.


Акимова Е.В.

 

 

 

Секция №1 «Компетентностный подход в дошкольном образовании»

(корпус «Д», аудитория Д-105)

Руководители секции: Татьяна Семёновна Горбатова, Татьяна Петровна Носоурова.

  1. Мария Алексеевна Кондакова «Компетентностный подход в дошкольном образовании» (МДОУ детский сад комбинированного вида № 1 «Дюймовочка», г. Серпухов, старший воспитатель).

  2. Татьяна Сергеевна Гвоздкова «Методологические основы и проблемы реализации компетентностного подхода в дошкольном учреждении» (МДОУ детский сад комбинированного вида № 32 «Рябинка», г. Серпухов, старший воспитатель).

  3. Ирина Владимировна Макарова, Анастасия Игоревна Галенко «Преемственность образовательных программ МДОУ ЦРР детский сад №47 «Радуга» и их реализация в рамках компетентностного подхода к личности ребенка» (МДОУ ЦРР детский сад №47 «Радуга», г. Серпухов, старший воспитатель, специалист по развитию речи.

  4. Ольга Александровна Шацких «Оценка готовности детей к обучению в начальной школе с учетом их индивидуальных особенностей» (МДОУ детский сад №7 «Семицветик», г. Протвино, заведующая).
  5. Наталья Алексеевна Галанова «Проблемы реализации компетентностного подхода в организационно педагогических условиях, формирование сотрудничества ДОУ с семьёй» (МДОУ детский сад комбинированного вида №30 «Родничок», г. Серпухов, заведующая).
  6. Елена Степановна Фетисова «Формирование компетентностного подхода к здоровьесбережению детей дошкольного возраста» (МДОУ ЦРР детский сад №17 «Алёнка», г. Серпухов, заведующая).
  7. Анастасия Валерьевна Сватьева «Реализация компетентностного подхода в программах детского сада и школы» (МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа», заместитель директора).
  8. Ольга Николаевна Свечникова, педагог-психолог МДОУ д/с №3, методист по дошкольному образованию МОУ ДПО «УМЦ» г. Серпухова, Галина Алексеевна Березина, воспитатель МДОУ д/с №3, Баранова Надежда Юрьевна заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ №3, Полковникова Ольга Сергеевна педагог- психолог МОУ СОШ №3 «Практический опыт в области непрерывного образования МДОУ детский сад №3 «Ромашка» и СОШ №3 г. Серпухова» (в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья за период 1994год по 2009гг.)»
  9. Марина Аликовна Алексанян, Светлана Алексеевна Ремескова «Компетентностный подход в обучении дошкольников. Проблемы развития компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в сфере коммуникативно-речевой деятельности» (МДОУ ЦРР детский сад №21«Сказка», г. Серпухов, педагог-психолог, учитель-логопед).

  10. Ольга Валентиновна Петрущенкова «Система организации коррекционной работы в ДОУ, ориентированная на компетентностный подход» (учитель-логопед МДОУ ЦРР детский сад №31 «Журавушка», г. Серпухов).

  11. Любовь Викторовна Колбасова «Развитие профессиональной компетентности педагога через методическую службу в ДОУ» (МДОУ детский сад комбинированного вида №31«Журавушка», г. Серпухов, заместитель заведующей по ВНР).

  12. Наталья Владимировна Хрулёва «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями» (МДОУ ЦРР детский сад №45 «Мечта», г. Серпухов, воспитатель 1-ой категории).

  13. Татьяна Эриковна Чудина «Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении» (заместитель директора по научно-методической работе МДОУ детский сад №2 «Ёлочка», методист по дошкольному образованию МОУ ДПО «УМЦ» г. Серпухова).

  14. Елена Ивановна Кандалова «Преемственность образовательных программ в рамках компетентностного подхода, примеры образовательных и учебных программ, ориентированных на компетентностный подход» (МДОУ ЦРР детский сад №4 «Светлячок», г. Серпухов, учитель-логопед).

  15. Елена Александровна Головина «Компетентностный подход в работе с педагогами заместителя директора по УВР по созданию воспитательной системы в ОУ» (прогимназия «Радость». Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, г. Серпухов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе).

  16. Мария Сергеевна Арсеньева «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ» (МДОУ ЦРР детский сад №21«Сказка», г. Серпухов, старший воспитатель).

Секция №2 «Компетентностный подход в школьном образовании»

(корпус «Д», аудитория Д-204)

Руководители секции: Татьяна Алексеевна Похващева, Нина Васильевна Багера.

  1. Ольга Николаевна Конькова «Возможности образовательной системы «Школа 2100» в реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании младших школьников» (прогимназия «Радость». Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, г. Серпухов, учитель начальных классов);

  2. Валентина Николаевна Ванюшина «Экспериментальная работа гимназии как вектор инновационного развития образовательного учреждения» (МОУ гимназия №1, г. Серпухов, заместитель директора по учебно-методической работе).

  3. Лариса Анатольевна Комарова «Новые образовательные стандарты, ориентированные на компетентностный подход» (МОУ прогимназия «Центр детства», г. Серпухов, учитель-логопед).

  4. Ангелина Романовна Игнатова «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория (о компетентности креативности в образовании)» (МОУ «Куриловская гимназия», Серпухов-15, учитель истории и обществознания победитель приоритетного национального проекта «Образование»).

  5. Наталья Фёдоровна Зубкова «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога» (МОУ «Данковская средняя общеобразовательная школа», педагог-психолог).

  6. Светлана Викторовна Балан «Ценностно-смысловой подход в этическом воспитании школьников» (МОУ «Данковская средняя общеобразовательная школа», заместитель директора).

  7. Светлана Михайловна Незамаева «Проектная деятельность учащихся на основе компетентностного — ориентированного образования» (МОУ СОШ №2, г. Серпухов, учитель биологии).

  8. Любовь Павловна Кондякова «Роль развития творческого мышления учащихся в формировании компетентностей выпускников средней школы» (МОУ Лицей Серпухов).
  9. Елена Анатольевна Филиппова «Механизмы мотивации учащихся» (МОУ гимназия №1, г. Серпухов, учитель начальных классов).

  10. Елена Ивановна Белова «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в рамках эксперимента по учебнику Л.М. Цветовой « Окружающий мир» (МОУ гимназия №1, г. Серпухов, учитель начальных классов).

  11. Татьяна Викторовна Луговая «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в старшей школе» (МОУ гимназия №1, г. Серпухов заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин, учитель русского языка и литературы).

  12. Татьяна Викторовна Зверева «Из опыта оценивания уровня сформированности компетентностей учащихся» (МОУ гимназия №1, г. Серпухов, учитель начальных классов).

  13. Ирина Николаевна Лемешева «Компетентностный подход в обучении английскому языку» (МОУ СОШ №4, г. Серпухов, учитель иностранного языка).

  14. Людмила Анатольевна Поливода «Компетентностный подход в обучении информатики» (МОУ СОШ №4, г. Серпухов, учитель информатики).

  15. Ирина Владимировна Бозина «Особенности преемственности и непрерывности обучения французскому языку» (МОУ СОШ №1, г. Серпухов, учитель французского языка).

  16. Анна Дмитриевна Казанкова «Понятие и сущность компетентностного подхода»( МОУ СОШ №3, г. Серпухов, учитель русского языка и литературы).

Секция №3 «Компетентностный подход в профессиональном образовании»

(корпус «Д», аудитория Д-209)

Руководители секции: Игорь Александрович Бугаков, Олег Николаевич Андрух.

  1. Алексей Станиславович Сергеев «Педагогическое проектирование и его направление развития в современной системе образовательного пространства» (директор ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», филиал в г. Серпухове).

  2. Анатолий Владимирович Назаренко «Основные методы решения задач по интегрированной подготовке специалистов в рамках экспериментальной площадки ФГУ ФИРО» (руководитель УП МАИ при МОУ «ИИФ» доцент).

  3. Владимир Никитович Савченко «Философский анализ компетентности будущего специалиста» (ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», филиал в г. Серпухове дфн, профессор преподаватель).

  4. Владимир Александрович Боронин «Проблемы и пути реализации компетентностного подхода в современном образовательном пространстве» (заместитель руководителя УП «МАИ» при МОУ «ИИФ» доцент).

  5. Алексей Александрович Петраков, Оксана Анатольевна Евдокимова «Культурная педагогическая среда как условие эффективности внедрения компетентностного подхода в вузе» (АНО ВПО «Национальный институт Екатерины Великой», филиал в г. Серпухове, доцент кафедры культуры).

  6. Елена Ивановна Мельник «Технология содержания оценочных материалов для итогов государственной аттестации выпускников в рамках компетентностного и модульного подходов (на примере филиала РГСУ в г. Серпухове») (ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», филиал в г. Серпухове, заведующий учебной частью, преподаватель).

  7. Артур Алексеевич Ананчев «Дополнительное образование в сфере духовно-нравственного воспитания»(МУСОМ «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи», г. Серпухов, специалист по социальной работе с молодёжью).

  8. Наталья Александровна Исаева «Взаимосвязь компетентностного подхода и совершенствования организации производственного процесса» (ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности», филиал в г. Серпухове, старший преподаватель).

  9. Юрий Семёнович Шацких (директор филиала Московской академии государственного и муниципального управления кандидат военных наук) «Методический подход к оценке качества непрерывного образования».

  10. Валерий Васильевич Илющенко «Модели территориально-распределённого учебного заведения» (ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», филиал в г. Серпухове, заведующий кафедрой «Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин»).

  11. Татьяна Викторовна Федорова «О коммуникативной культуре преподавателя учреждения среднего профессионального образования» (ГОУ СПО «Серпуховский машиностроительный техникум Московской области», заместитель директора по учебной работе).

  12. Валентин Юрьевич Гольц «Позиция работодателей по перспективам и проблемам компетентностного подхода» (ФГУП «75 арсенал» Минобороны России, ведущий инженер технического отдела).

  13. Максим Игоревич Дудин, Алексей Александрович Лосев (студенты УП «МАИ» при МОУ «ИИФ»)Николай Степанович Корнеев (УП «МАИ» при МОУ «ИИФ», к п н, доцент)Наталья Андреевна Корнеева (учитель истории и обществознания МОУ гимназии №1) «Компьютерные технологии в использовании информационной технологической оценки качества сформированных компетентностей обучаемых».

  14. Николай Степанович Корнеев (доцент УП «МАИ» при МОУ «ИИФ», к.п.н.), Наталья Андреевна Корнеева (учитель истории и обществознания МОУ гимназии №1) «Виды компетенций и их конкретизация в компетентностных образовательных моделях».

Работу семинара освещало телевидение Южного Подмосковья, корреспонденты газет «Серпуховские вести», «Владычная слобода».

По завершению работ секций было принято Решение, при формировании которого были учтены все предложения и замечания участников научно-практического семинара.

Решение

участников научно-практического семинара

«Принципы и технологии компетентностного подхода в непрерывном образовании»

(21октября 2009 года, г. Серпухов, МОУ «ИИФ»)

  1. Работу семинара считать успешной. На семинаре было заявлено 176 участников от 65 организаций. Заслушано 57 докладов.

  2. Продолжить практику развития интеграционного взаимодействия организаций и учреждений Южного Подмосковья, близлежащих регионов в вопросе совершенствования региональной системы непрерывного образования посредством проведения постоянно действующего научно-практического семинара: «Проблемы непрерывного образования» с различной рабочей тематикой. Считать положительной тенденцию расширения участников научно-практического семинара представленных образовательных учреждений различных уровней, научно-производственных организаций, общественных структур.

  3. Сохранить практику проведения семинара через пленарное и секционное заседания. Темы очередных семинаров и направлений работы секций формировать с учетом рекомендаций и пожеланий участников предыдущего семинара в контексте развития непрерывного образования на основе принципов интеграции.

  4. До 30.01.2010 года сформировать Третий сборник трудов научно-практического семинара (с присвоенным номером ISBN) с изданием электронного диска для всех участников. Материалы семинара разместить на сайте МОУ «ИИФ».

  5. Рекомендовать участникам семинара больше выносить на обсуждение практические вопросы собственной деятельности и анализа практического опыта других организаций. При наличии достаточных оснований считать целесообразным проведение ведущими специалистами мастер-классов по тематикам семинаров.

  6. Следующий семинар провести 21 мая 2010 года по теме «Инновации в системе непрерывного образования». Направление секций:

    • Инновации и качество в непрерывном образовании: методология, методики, средства.
    • Инновационные технологии компетентностного подхода в непрерывном образовании.
    • Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие инновационные технологии в непрерывном образовании.

По результатам семинара исследовать возможность проведения в г. Серпухове на базе МОУ «ИИФ» и СВИ РВ ежегодной конференции «Инновации в системе непрерывного образования».

  1. Ввести рецензирование статей, предлагаемых для секционных выступлений. Ответственные по направлениям: дошкольное образование — Татьяна Семёновна Горбатова, Татьяна Петровна Носоурова, школьное образование — Нина Васильевна Багера, Татьяна Алексеевна Похващева, профессиональное образование — Игорь Александрович Бугаков, Олег Николаевич Андрух.

  2. С целью повышения эффективности семинара создать Оргкомитет постоянно-действующего научно-практического семинара «Проблемы непрерывного образования» из представителей образовательных учреждений, научно- производственных организаций, общественных структур.